Критерий;CJM;Blueprint
Цель инструмента;Зафиксировать опыт и восприятие клиента, выявить барьеры и возможности;Проанализировать и оптимизировать сервисный процесс, выявить слабые места и несогласованности
Фокус анализа;Клиент, его действия, мысли, эмоции, цели;Процесс, роли, каналы, фронт- и бэк-офис
Ключевой вопрос;«Что чувствует и делает клиент на каждом этапе?»;«Что делает организация и её части, чтобы этот опыт стал возможен?»
Когда используется;Исследование опыта клиентов, поиск болевых точек, дизайн нового клиентского опыта;Анализ процессов и сервисов, повышение операционной эффективности, согласованность между командами
Необходимость сегментации;Обязательна: карта строится под конкретную персону или сегмент;Не обязательна: можно строить общую карту сервиса
Результат;Карта пути клиента с инсайтами об эмоциях, потребностях и болях;Карта сервиса с фронтстейджем, бэкстейджем и поддерживающими процессами
Компоненты;Этапы пути, действия клиента, эмоции и впечатления, каналы и точки контакта;Действия клиента, frontstage (видимые действия сотрудников), backstage (невидимые действия), поддерживающие процессы
Методы подготовки;Глубинные интервью, наблюдение, дневники, опросы, фокус-группы;Интервью с сотрудниками, анализ процессов, документации, BPM, операционные данные
Форма карты;Линейная: шаги клиента последовательно;Матричная: с уровнями ответственности и процессной логикой
Применение в организации;Маркетинг, CX, продуктовые и исследовательские команды;Операционный менеджмент, сервис-дизайн, процессное управление
Базовая единица;Клиентский опыт;Действия и процессы внутри организации
Масштабируемость;Ограничена конкретным сегментом или сценарием;Хорошо масштабируется на типовые или сквозные процессы
Обязательные данные;Целевая персона, контекст, мотивации;Текущий процесс, роли, каналы, системы
Тип инсайтов;Эмоциональные, поведенческие, мотивационные;Функциональные, организационные, операционные
Выходные артефакты;CJM-карта, персоны, pain points, opportunities;Service Blueprint, процессные диаграммы, чек-листы
Проверочные вопросы перед стартом;Кто наш клиент? В каком контексте он действует? Какие эмоции испытывает? Какие цели преследует?;Какой процесс мы анализируем? Какие роли участвуют? Где узкие места? Какие каналы и системы задействованы?
Типовой фреймворк;Persona → Empathy Map → CJM → Insights;BPM → Swimlane → Service Blueprint → To-be сценарии
Ключевая ценность;Понимание клиентского взгляда и реальных барьеров;Прозрачность и согласованность внутренних процессов
Риски ошибки в применении;Сделать карту без сегментации → усреднение и ложные выводы;Недостаточная детализация backstage → упущение реальных операционных проблем